Развитие наперегонки: чьи дети лучше?

Когда счастливые, но очень тяжелые дни после рождения малыша сменяются устаканившейся жизнью, родители начинают переживать об уровне развития и роста маленького наследника. Вполне возможно, что у подруги или сестры ребенок в 11 месяцев уже уверенно стоял на ножках, а в 3 года мог складывать из кубиков свое имя и старшей сестры. Чувство неполноценности и разочарование захлестывает так, что и до комплексов недалеко.

А когда ребенок подрастает, то ему начинают напрямую указывать, что надо равняться на Сашу или Машу. А все ради чего? Ради собственного тщеславия, чтобы можно было засыпать с мыслью «мой ребенок не хуже других». Калеча при этом психику собственного ребенка…

Многие родители так маниакально следят за развитием чужих детей, что забывают работать со своим собственным малышом. Им кажется, что они уже что-то упустили безнадежно, что неправильно протекала беременность, не тот детский садик, не те игрушки… На самом деле, если постоянно искать причины, то на ребенка времени не останется.

Осознание собственной вины в том, что ребенок чего-то недополучил – это хорошо. Надо просто стараться и дальше не повторять этих ошибок. Если соседская Таня уже спокойно пересказывает стихи из любимой книжки, а ваш малыш даже путает обложки – не беда. Надо заинтересовать его, набрать еще больше книжек, среди которых точно появится его любимая. Важно разговаривать с малышом, объяснять ему картинки, разучивать веселые стихи. Дети очень быстро впитывают новое, и скоро ваше чадо будет без ошибок лепетать стихи и знать всех героев.

На самом деле все очень просто: дети растут и развиваются по-разному. А мальчики развиваются позже девочек. Нередко, когда в семье две детей, родители сравнивают их развитие и очень переживают, если оно не совпадает. Это очень большая ошибка, причем по отношению к обоим детям! Они никогда не будут одинаковыми, и развиваться не смогут одинаково! Развитие зависит от множества личных факторов, особенностей физических и умственных, а также характера. Маленькие дети развиваются последовательно, т.е. им сложно учиться держать ложку правильно и заучивать стих одновременно. Об этом нужно помнить, а не злиться и переживать, что ребенок слабо поддается обучению. Здорово, если есть возможность постоянно находиться рядом с ребенком и планировать его день – на сон, еду, игры, интеллектуальное развитие, физическую активность.

Примерно к 3 годам у детей проявляются как способности, так и недостатки. Явные физические или умственные отклонения являются тяжелым испытанием и поводом для переживаний родителей. Но это не должно быть поводом для постоянных их обсуждений или сравнения поведения своего ребенка с другими детьми. Равно как является верхом бестактности задавать вопросы или сравнивать неполноценного ребенка и здорового другим людям. В конце концов, любое отставание в развитии может быть временным; есть такое понятие «ребенок израстается», т.е. с возрастом и по мере роста недостатки могут сглаживаться или и вовсе проходить.

В целом, обсуждать и сравнивать своих детей с родителями малышей, явно уступающих в развитии вашему – серьезная этическая ошибка. Даже если родители сами делятся своими переживаниями – стоит очень аккуратно находить какие-то плюсы у ребенка, чем соглашаться с его минусами. Кстати, неэтично и делиться своими переживаниями относительно неполноценности своего ребенка. Подобные разговоры всегда ставят в неловкое положение родителей здоровых детей. Всегда есть и должна быть надежда.

А еще ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он не такой, как другие дети. Во-первых, это может быть глупым заблуждением родителя, страдающим приступом перфекционизма. Ну и что, что Оля рисует ровные шарики, а ваш даже ручку не может в руках держать? Зато Оля не может так четко выговаривать букву «Л»! Никогда нельзя говорить ребенку, что вам бы хотелось видеть его таким, как Саша или Вася. Мало того, что это вызывает неуверенность в себе и формирует чувство неполноценности, так еще и никогда не побудит дитя к стремлениям. А он не хочет быть похожим на Сашу! И он прав.

Детей нельзя упрекать. В то же время им необходимы живые примеры, образцы для подражания и авторитеты, на которых они будут равняться. И такими примерами должны быть не сверстники! Пусть это будет старший брат, друг, хоть актер кино! Ребенок должен хотеть стремиться, у него появится это желание само, а навязать его невозможно. Кроме того, упреки его в том, что он хуже сверстников, не подстегнут стремление к росту, а, наоборот – подавят самооценку. Дети должны быть уверены, что родители их любят, что видят в них умных, способных и талантливых. И тогда невольно хочется быть еще лучше, стараться, стремиться, гордиться и хвастаться новыми достижениями, благо в детстве каждый день ребенок познает жизнь и учится чему-то новому.