Перинатальное развитие: правда или вымысел?
В Интернете сейчас можно найти несметное количество информации о том, как правильно вести беременность. Особые диеты и режим, постоянные походы к врачу и избегания стрессов и болезней. А сейчас все активнее обсуждается серьезный и до сих пор спорный вопрос – есть ли психика у плода? Иными словами, можно ли чему-то научить еще не родившегося ребенка?
Теории перинатального развития и суровая действительность
Сейчас есть много информации о том, как можно и нужно осуществлять перинатальное развитие, дабы вырастить гения. Но давайте посмотрим на утверждения о возможности развития в перинатальном периоде скептически и рассмотрим различные точки зрения на данный вопрос.
Итак, начнем с того, что все данные о возможности причастности к развитию плода были получены не экспериментальным, а эмпирическим методом. То есть эти данные построены на наблюдении, а, следовательно, их достоверность может быть поставлена под сомнение. Однако было установлено, что своего рода «общение» с плодом до рождения повышает уровень узнаваемости ребенком матери.
Эксперимент состоял в следующем: было сформировано две группы женщин – контрольная и наблюдаемая. Контрольная группа не проявляла никакой активности относительно общения с плодом, вторая же группа читала своему будущему ребенку сказки. После родов обнаружилось, что в группе мам, которые читали детям книжки, дети быстрее узнают свою маму и ее голос. Но, теоретически, ребенок не научился узнавать мать, а всего лишь способен различать ритмику и мелодику ее голоса и проявлять благосклонную реакцию.
Схема второго эксперимента подтвердила эту гипотезу. На этот раз опыт проводился не с голосом матери, а с записью спокойной (в основном классической) музыки. Уже после рождения реакция детей на ту композицию, что они слушали до рождения, была однозначной – дети улыбались, переставали кричать и довольно «улюлюкали». Однако в последующем, при развитии ребенка эта реакция пропадала, что разрушило гипотезу о возможности реально пренатального обучения. Однако совершенно четко доказано, что «общение» с плодом вызывает более быстро устанавливаемый контакт ребенка с матерью после рождения.
Помогает ли перинатальное воспитание в первые дни жизни ребенка?
Теперь рассмотрим период развития ребенка сразу же после рождения. Прежде всего, рождение – это шок для ребенка. Этот шок был назван кризисом рождения. (отечественный психолог Л.С. Выготский)
В чем же заключается этот кризис? Прежде всего – меняется тип жизни и развития ребенка, т.е. после родов ребенок попадает в абсолютно новую для него среду. Во-вторых – это разрушение единой физиологической системы ребенок-мать. Разрушение этой системы есть один из первых толчков к развитию ребенка – он должен начать ориентироваться, а ориентировочная деятельность есть результат развития нервной системы. Ориентировка происходит через общение, а общение ребенка это крик и плач. Эти сигналы не должны игнорироваться взрослым, ведь своевременна реакция на них (игра, ласка, кормление) формирует привязанность ребенка к родителям.
Теперь проанализируем некоторые факты, которые часто пугают неопытных мам, заставляя их бегать по врачам, уверяя, что их младенец болен.
Ошибка первая – после рождения ребенок много спит. (новорожденность 28-35 дней, а также небольшой промежуток последующего периода). Не стоит этого бояться и думать о слабости ребенка. Сон – это защита организма от информационного шока. Суть шока в том, что после рождения сенсорные системы ребенка почти что не сформированы, а поток информации, воздействующих на них возрастает в сотни раз.
Вторая ошибка заключается в том, что родитель может обнаружить у ребенка «косоглазие» (которое таковым не является). Так называемое зрительное сосредоточение наступает у ребенка только на 4-5 неделю после рождения, происходит конвергенция, и положение глаз нормализуется. Также ребенок может не реагировать на ваш голос до 3-5 недель. После этого слух активно развивается, и вы можете наблюдать так называемое явление звукового сосредоточения: слыша голос, ребенок замирает, начинает вслушиваться.
Итак, подведем итог: правильный подход к ребенку как до, так и после рождения благоприятно влияет на его развитие и способствует формированию здоровой личности. Хоть теория о перинатальном обучении, эффективности внутриутробного воспитания так и остается пока до конца не доказанной, но многие факты указывают на то, что даже до рождения стоит общаться с ребенком. Уж хуже-то от этого точно не будет.
Комментировать