Психология сериалов (+небольшие рецензии на некоторые из них)

Сериал - один из самых популярных жанров современного телевидения. Большинство подростков проводят свое свободное время за просмотром очередной серии. Так как технологии позволяют, а людям всегда всего мало, мы больше не смотрим сериалы по телевизору. Зачем ждать следующей серии, если всё можно посмотреть через интернет. По себе знаю, сериалы затягивают. И хорошо, если фильм имеет каких-то два-три сезона. А если их 26, как в популярном Британском сериале "Доктор Кто"? Имея огромный опыт в области просмотра сериалов (где-то 20 различных по жанру произведений и все от корки до корки), я заметила много интересного с точки зрения психологии, чем бы и хотела поделиться с Вами.
Прежде, чем начать съемки очередного малобюджетного, но популярного фильма, сценаристы думают о том, кто будет смотреть их сериал и, исходя из этого, создают каркас сценария. Бабушки предпочитают мыльную оперу, которая создана исключительно для того, что бы заработать на рекламе, студентам нужен секс и юмор, а для менеджеров среднего звена подойдет и детектив, в котором основная мысль прописана уже в начале.
В первую очередь создатели задумываются о том, как выгоднее продать свой продукт и, исходя из рейтинга уже существующих фильмов, пишут сюжет. От этого сериалы и похожи друг на друга.
Комедийный жанр.
Со времен Аристотеля всем известно, что комедия - это высмеивание чего-то безобразного, низкого. Практически все современные комедии рассказывают нам про неудачников и небольшого ума людей. А мы смеемся. Ну смешно же, правда? Смотреть на то, как человек в 40 лет работает на бесперспективной работе и иногда мечтает о смерти - это забавно! (Российский сериал "Счастливы вместе"), или на то, как умственно отсталый мужчина пытается "Клеїть тьолочек" (Украинский сериал "Віталька", он же "Валера")). Мы смеемся и даже не задумываемся над тем, что же скрывается под маской хорошо завуалированных человеческих пороков.

Ситком (ситуационная комедия). Самый распространенный комедийный жанр сериала.
Отличительной чертой этого жанра является закадровый смех (режиссер как бы сам указывает на моменты, в которых зритель должен смеяться. Лично мне кажется, что если убрать смех - многие моменты будут не смешными, а может даже глупыми).
Но есть в этом жанре исключения. Американский сериал "Клиника" впервые не стал использовать закадровый смех в этом теле жанре, и не ошибся. Сериал получился легким, но его нельзя наверное назвать чистым ситкомом. Отличительной чертой сериала также можно считать концовку каждой серии - философский вывод от главного героя. На протяжении 8 сезонов главным героем является интерн Джей Ди, который по натуре своей очень мечтательный. Все восемь сезонов зритель слышит его мысли и это тоже добавляет сериалу особой узнаваемости.
Сериал "Интерны" также является ситкомом и не используют закадровый смех. Хотя этот сериал очень сильно похож на "Клинику": даже пару серий были скопированы идентично. Герои также похожи: главные герои - интерны и злобный главврач (Быкова можно назвать хорошей, но все же пиратской копией Доктора Кокса, плюс даже Люба списана с Карлы - старшей мед. сестры "Клиники"), даже серия, где главврач начал считать себя "Доктором Хаузом" - была вначале у "Клиники", а только потом у "Интернов".
Сериал "Теория Большого Взрыва" - научно-популярная ситуационная комедия. Четверо друзей являются ведущими специалистами в области науки (физика и космическая инженерия). Несмотря на свой возраст (около 30 лет) - они ведут себя как малые дети. Почти все герои имеют докторскую степень, один даже был в космосе. Но в сериале есть такая черта: чем умнее - тем глупее. У каждого из главных героев есть один большой внутренний конфликт, кроме одного персонажа, у него конфликт носит скорее внешний характер - конфликт с обществом, его окружающим (но сам герой этого не понимает и считает себя новым этапом эволюции). В целом, сериал интересный, не банальный, но местами вульгарный. Хотя зрителю только этого и нужно =)
- Скечком. Комедия, состоящая из нескольких короткометражек, которые имеют одну тему (про молодежь, про женщин, мужчин и т. д.)

В общих чертах, когда человек смотрит комедию - он начинает высмеивать проблемы других людей. Действительно, лучше посмеяться над чужой жизнью, чем плакать от своей.

Но некоторые предпочитают вообще уйти от реальности и окунуться в мир фантастики.
Один из самых известных фантастических сериалов «Сверхъестественное» полюбился многим. Его рейтинг с каждым днем увеличивается всё больше и больше. Огромный плюс этого сериала в том, что в основу сюжетов положены мифы, так что кругозор зрителей расширяется. Также сериал затрагивает не только тему фантастики, но и поднимает проблему взаимоотношений в семье, что немаловажно.
Британские сериалы «Доктор Кто» и «Торчвуд» также можно отнести к фантастике, но у этих фильмов есть скрытый подтекст. Если «Сверхъестественное» учит почитать свою семью, то «Доктор Кто» поднимает тему одиночества, смерти и субъективности восприятия мира в целом. Здесь всё время закручено в бублик, что делает сюжет еще более запутанным и интересным. Кстати, этот сериал полюбился настолько, что снимают его с 1963 года по сегодняшний день. Отснято уже 26 сезонов. Рассказать о чем фильм практически невозможно, как говорил Девид Теннант, один из главных героев сериала (десятый доктор, всего их одиннадцать, по сюжету Доктор может регенерировать после смерти, но имеет другую внешность, поэтому, ну еще отчасти и потому что сериал идет уже 50 лет главные актеры меняются): "Понять этот фильм невозможно! Если Вы попытаетесь его пересказать - Вас примут за душевнобольного. Что бы понять о чем речь - нужно посмотреть всего одну серию, любого сезона." И то верно. Доктор - пришелец из планеты Галлифрей (планета повелителей времени) путешествует в своем корабле - машине времени ТАРДИС (TARDIS — Time And Relative Dimension(s) In Space). Периодически у Доктора меняются спутники, которых тот берет с собой в качестве "зрителей". С другой же стороны, Доктор является высокомерным и одиноким. Одиннадцатый Доктор, в шестом сезоне, своими словами подтвердил это: "Эми, я здесь проявляю свою гениальность, а вы вместо того, что бы сидеть и восхищаться мной, заперлись и воркуете в этой комнате". Но, из всех фантастических сериалов, которые я видела - у этого самая "добрая" подача.
С Торчвудом же другая история. Сам по себе этот фильм является ответвлением от «Доктора Кто» (анаграмма) и явно пропагандирует однополую любовь и беспорядочные связи. Но иногда в нем поднимаются очень важные и глобальные темы, например, к чему может привести бессмертие.
Кто-то смеется с чужой жизни, кто-то живет в вымышленном мире, а некоторые предпочитают просто внимать готовый материал с экрана. Современные детективы не дают возможности зрителю самому додумывать сюжет – они просто показывают развязку в самом начале, тем самым разрушая композицию фильма и делая его неинтересным. Эти спойлеры созданы умышленно для людей, которые хотят просто отвлечься от суеты и не морочить голову сложным сюжетом.
Хотя в этом жанре есть свои исключения: сериал «Правосудие Декстера» вместил в себя детективный сюжет и психологическую драму, от чего только выиграл. Также всем известный «Доктор Хаус», несмотря на медицинскую тематику, является самым настоящим детективом, ведь главный герой – прообраз Шерлока Холмса, разгадывает медицинские загадки методом дедукции.

Но я совершенно забыла про российский кинематограф, который кардинально отличается.
По сути, все перечисленные фильмы являются коммерческими, но если сравнить коммерческую продукцию зарубежного и российского телевидения - можно увидеть колоссальную разницу.

Практически все фильмы Российского и Украинского производства, независимо от жанра, в качестве главной темы берут любовь. Причем любовь, как по мне, такую вульгарную и пошловатую, такую пафосную, что смотреть это невыносимо. Из-за таких сюжетов,как там, у людей и появляются психологические травмы, зашоренность и клиповое мышление. Но на этом я, пожалуй, остановлюсь, так как о влиянии кино на формирование характера человека, напишу подробнее в другой статье)