Как писать конспект
Процесс обучения в школах, вузах, техникумах и прочих образовательных учреждения основывается на конспектировании материала. Преподаватель начитывает материал, а студент/ученик должен максимально точно и кратко зафиксировать его мысль. При этом нужно сделать это так, чтобы потом по этим записям можно было легко воссоздать всю лекцию.
Однако у большинства учащихся конспект представляет собой набор несвязных предложений, которые трудно собрать воедино. Эта неприятность обычно обнаруживается в конце семестра или учебного года, когда нужно сдавать зачет или экзамен. Именно тогда и приходится расшифровывать несвязные словосочетания и сокращения, разбираться в хитросплетениях собственного почерка и обращаться к более старательному сокурснику/однокласснику с целью завладеть его конспектом на пару-тройку дней… А ведь и свой конспект можно вести так, чтобы ни у кого потом ничего не просить!
Секрет прост: нужно освоить правила ведения конспекта. Если вы освоите правила конспектирования, вы сможете не только писать хорошие конспекты на лекциях или уроках, но и будете грамотно составлять план для своей речи к семинару или публичному выступлению, а также напишите отличный реферат, курсовую или сочинение.
Такие разные конспекты…
Конспекты бывают разными. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Как правильно составить конспект при работе с книгами и учебниками
- Просмотрите имеющийся материал, проанализируйте особенности текста, поймите, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины. После этого вы сможете определить, какой вид конспекта вам подойдет.
- Снова перечитайте и осмыслите текст. Так вы сможете отделить главное от второстепенного, разделить информацию на части и расположить эти части в нужном порядке.
- Обозначьте тезисы (основные мысли) текста. Их можно оформлять как цитаты. Однако помните, большое количество цитат может присутствовать только в текстуальных конспектах. Не забывайте оформлять цитаты согласно требованиям (кавычки, ссылка на автора, в конце список использованных источников).
Как правильно составить конспект на лекции, уроке
- Не нужно браться за ручку с самых первых слов преподавателя. Лучше сначала выслушайте все предложение, осознайте его смысл, а потом кратко запишите основную мысль.
- Начинать запись лучше тогда, когда преподаватель закончил изложение мысли и начал ее комментировать.
- Отдельные части конспекта нужно обязательно выделять. Одна тема визуально отделяется от другой. Тоже самое нужно сделать с заголовками, подзаголовками и терминами (можно подчеркнуть слово, тему, название термина). Также рекомендуется делать отступы для обозначения нового пункта плана, абзаца. Формулы, правила, законы обводят в рамку.
- Используйте свои условные обозначения. К примеру, стрелка вверх может заменить слово «повышение», «увеличение», «взлет», а стрелка вниз заменит «спад», «падение», «сокращение», «уменьшение». Выработайте свои собственные условные обозначения, только не забудьте, что они обозначают.
- Сокращайте слова так, чтобы вы потом могли нормально воссоздать слово. Излишние сокращения могут привести к тому, что потом вы будете тратить драгоценное время на расшифровку вашего конспекта. Например, сокращения «знак-во», «числ-ть», «кол-во» легко расшифровать: «знакомство», «численность», «количество». А вот «д-ть» можно интерпретировать как «думать» или «делать», а «дей-ть» вы вполне можете расшифровать как «действительность» или «действовать». Согласитесь, смысл разный. Конечно, в большинстве случаев вам поможет контекст, однако это не универсальное средство, и иногда оно не срабатывает. Разработайте свою систему сокращений, и тогда проблем с дешифровкой у вас не возникнет. Вы должны знать, что сокращение «д-ть» означает именно «думать», а не «действовать».
- Использование аббревиатур и коротких английских слов также приветствуется. Например, слово «ок» поистине универсально.
- Конспект должен состоять из повествовательных предложений. Вопросы уместны только на полях.
- Не стремитесь записать каждое слово преподавателя. Избавляйтесь от предложений, которые не несут особой информации, некоторых прилагательных и вводных слов.
Быстрый конспект
Некоторые преподаватели диктуют настолько быстро, что угнаться за ними просто невозможно. Нужная информация теряется, и в связи с этим растет недовольство собой. В итоге этот предмет заносится в разряд нелюбимых, а посещение лекции превращается в настоящую каторгу.
Чтобы этого не произошло, освойте принцип быстрого конспектирования. Для этого сокращайте слова как в смс-сообщениях. Однако, как мы говорили раньше, при такой записи вы должны будете долго расшифровывать полученный текст. Чтобы этого не произошло, выработайте свою систему сокращений, а также воспользуйтесь следующими методами:
- удалите некоторые гласные из слов: клавтура, препдвль, диссиднт и т.д.
- активно применяйте диаграммы, стрелочки, таблицы, и ваш конспект станет более наглядным, следовательно, более простым и запоминающимся.
Комментарии
Конспекты надо делать!!
Конспекты надо делать!! Спасибо за советы!!
Я очень люблю делать
Я очень люблю делать конспекты!
Хмм, благодарю за информацию!
Хмм, благодарю за информацию!
Надеюсь, это мне поможет..
Комментировать