Как первокласснику адаптироваться к школе

Первый класс для ребенка сродни новому месту работы взрослого. Только вот последний хотя бы примерно знает, что его ждет: незнакомый коллектив, специфические обязанности, другой график. А первый, несмотря на все рассказы, лишь отдаленно понимает, с чем придется столкнуться.

Содержание:

  1. Как понять, адаптируется ли ребенок
  2. Новая социальная роль: ученик
  3. Правила успешной адаптации к школе
  4. Что делать при проблемах с адаптацией

Согласно данным Института возрастной психологии, представление о том, что большинство современных детей готово к учебе, ошибочно. Занятия в детском саду или подготовительном классе разительно отличаются от школьных. Некоторые родители считают, что если их чадо умеет считать, писать и читать – значит, полдела сделано. Однако у бойко читающего и пишущего ребенка могут быть проблемы с концентрацией внимания или памятью.

В среднем адаптация первоклассника в школе занимает от одного до трех месяцев, некоторые привыкают полгода. Важно понимать, что каждому ребенку нужен строго индивидуальный подход.

Как понять, адаптируется ли ребенок

Понять степень привыкания школьника-новичка к непривычной среде достаточно просто. Следует просто за ним понаблюдать, не прибегая к ругани или излишнему подталкиванию в новый социум. Недели будет достаточно, чтобы определить, испытывает ребенок проблемы, или нет.

Признаки адаптации: у школьника нет проблем в общении с одноклассниками, он не нервничает и не жалуется, но охотно рассказывает о полученных знаниях. Домашние задания могут даваться ему с различной степенью затруднения, но при этом первоклассник не капризничает, исправно выполняя упражнения. Встать рано утром – не проблема, необходимость идти каждый день в школу не доставляет дискомфорта.

Признаки дезадаптации: ребенок постоянно капризничает, не проявляет интереса к учебе, не желает покидать дом. Он не может проснуться утром и плохо засыпает вечером. Задания учителя выполняются им только по жесткому требованию родителя, а на самого преподавателя ребенок постоянно жалуется, как и на одноклассников. Школьник выглядит уставшим, измученным и недовольным.

Новая социальная роль: ученик

Первокласснику необходимо адаптироваться в социально-психологическом и физическом плане. В первом случае ему приходится свыкаться с новой социальной ролью ученика. Это первый по-настоящему серьезный шаг во взрослую жизнь, и на подсознательном уровне каждый ученик прекрасно осознает разницу между жизнью «до школы» и в ней.

Если до поступления основным видом деятельности детей являются игры, то теперь на первый план выходит учеба. К тому же вокруг него появляются новые люди, и далеко не всегда такие, какими ребенок ожидал их увидеть. Учительница не может одновременно обращать внимание на 25 учеников, а одноклассники часто не хотят идти на контакт по совершенно сумасбродным причинам.

Физическая сторона проблемы, прежде всего, завязана на новом графике и повышенных умственных нагрузках. Для взрослого программа начальных классов кажется плевым делом, так как мы, в силу возраста, уже забыли, как трудно даются новые знания.

Чтобы лучше понять проблемы ребенка, попробуйте открыть учебник по высшей математике и разобраться с каким-нибудь вопросом. Голова заболит уже минут через десять. А теперь представьте, каково приходится первокласснику, который в принципе не привык к учебному ритму усвоению знаний. Часто негатив, спровоцированный отставанием в программе, мешает детям социализироваться.

Правила успешной адаптации к школе

Существует несколько простых рекомендаций, исполнение которых помогает ребенку лучше приспособиться к новой жизни.

  1. Родитель должен воздержаться от привития завышенных ожиданий. Часто нам свойственно приукрашивать действительность, ведь каждый хочет, чтобы его дети полюбили и нового учителя, и учебу, и сверстников. Однако чрезвычайно оптимистичный настрой может оказаться фатальным, причем не только для ребенка. Допустим, мама пообещала свежеиспеченному первокласснику, что учительница непременно окажется милейшим созданием на Земле, а каждый одноклассник захочет стать другом. На деле все может выйти не столь радужно, и как итог: ребенок разочарован, а родительница и вовсе выглядит лгуньей. Разумеется, не нужно и излишне сгущать краски. Лучше настраивать ребенка в том ключе, что если он сам приложит достаточно усилий, преподаватель его непременно отметит с лучшей стороны.
  2. Ни в коем случае не стоит донимать ребенка гиперопекой! В особенности, настаивать на том, чтобы присутствовать на занятиях. Это может пагубно сказаться не только на успеваемости (стоит вам уйти, как он перестанет выполнять задания), но и на отношениях со сверстниками. Прозвище «маменькин сынок» отнюдь не миф, и более самостоятельные дети часто избегают, а то и травят излишне опекаемых одноклассников. Не стоит усугублять надзор дома. Проверяйте домашние задания, но не стойте у первоклассника за спиной с палкой, жужжа над ухом о том, какой он непонятливый. Дайте ему время разобраться самому, если не получается – помогите. Но мягко, без напора.
  3. Не отдавайте ребенка в десяток секций и кружков с сентября первого учебного года. Если ему, помимо школы, придется справляться с внеучебной деятельностью, это грозит не только ухудшением здоровья, но и потерей интереса к чему-либо вообще. Здесь отлично подойдет старая пословица про двух зайцев. Не ограничивайте первоклассника, если он изъявил желание дополнительно позаниматься сам, но и не пихайте его туда, где ему откровенно некомфортно. Музыкальная школа и хореография могут годик подождать. В особенности, если это просто способ занять свободное время, а не будущее призвание.
  4. Расспрашивайте ребенка об учебе ненавязчиво, проявляйте интерес, а если он закрывается – поговорите с педагогом. Попросите обратить на него внимание, в особенности, понаблюдать во время перемен. Очень важно вовремя уловить признаки дезадаптации, чтобы пресечь их на корню.

Что делать при проблемах с адаптацией

К сожалению, не редкость, когда при всем внимании и грамотном подходе родителей, ребенок все же не в силах адаптироваться в школе столь успешно, как остальные. На этот случай также существует несколько полезных советов, которые стоит принять во внимание.

  1. Поговорите с ребенком начистоту, выслушайте каждую жалобу, не перебивая и не отмахиваясь. Не стоит говорить сакральное «Все учились – и ты будешь». Ваш ребенок не эти загадочные «все». Если вы его не слушаете, то понятия не имеете, с чем ему пришлось столкнуться. Возможно, проблема гораздо серьезнее банальной лени и капризов.
  2. Понаблюдайте за собой: не слишком ли вы наседаете на ребенка? Не часто ли кричите и сравниваете с другими? Проблема равнения одного школьника на другого достаточно острая. Учителя часто выделяют кого-то больше – с этим ничего не поделаешь, но вы вполне способны усмирить свое желание вырастить нового президента. Если ребенок что-то сделал хорошо – обязательно похвалите, даже если это простой пример, а не изобретение нового закона механики. Но не переборщите – излишнее самомнение тоже к хорошему не приводит.
  3. Обратитесь к школьному психологу и классному руководителю. Сначала без ребенка – выслушайте их рекомендации, советы и попробуйте воплотить в жизнь. Пообщайтесь с другими мамами – возможно, проблема не единична, и есть смысл собраться всем вместе и поделиться полезным опытом. Не стесняйтесь говорить о дезадаптации вслух. Это вполне реальная и очень опасная вещь, с которой сталкиваются тысячи учеников ежегодно.

Первый класс – время одновременно удивительное и невероятно сложное. Фундамент, который закладывается в этот год обучения, может заметно облегчить жизнь в будущем. Родителям важно понимать, что просто отдать ребенка в школу – лишь начало пути. Необходимо постоянно наблюдать за ним, разговаривать, помогать и направлять. Так и только так он сможет легко адаптироваться и ходить на занятия с радостью.