Как учить стихи

Запоминание стихотворного текста – важнейший инструмент образовательного процесса. Начиная с детского сада, где малыши рассказывают короткие четверостишья на утренниках, и, заканчивая старшей школой, когда приходится заучивать величественные произведения с философским подтекстом. Лишь немногие признают, что любили в детстве заучивать стихотворения. Большинство же сходятся во мнении, что зубрежка поэтических строк – пустая трата времени. А как учить стихи наизусть быстро и правильно, с минимальной потерей времени и максимальной пользой, и вовсе разобрались единицы.

Содержание:

  1. Зачем учить стихи?
  2. Как правильно учить стихи
  3. Полезные подсказки

Зачем учить стихи?

Прежде чем заставлять своего ребенка заучивать строчки, необходимо четко прояснить для себя и него, каково положительное влияние подобных упражнений.

  1. Развитие памяти. Систематическое учение рифмованных строчек – отличная тренировка. В детстве через простейшие рифмовки вроде «Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик» мы медленно начинаем осваивать возможности собственного мозга, вырабатывая собственные механизмы запоминания и, тем самым, развивая умственные способности. Не редкость, когда уже будучи взрослыми, мы пытаемся зарифмовать сложнейшую информацию в простые стишки, дабы она осела в голове.
  2. Развитие личности. Выступая в детском садике перед толпой одногруппников и их родителей, ребенку куда проще продекламировать небольшой стих, чем выступить с коротким текстом. Зарифмованные строки мелодичны, их легче прочитать с выражением и труднее забыть (подсознание само собой ищет нужное слово, как только заканчивается предшествующая фраза). К тому же, современный мир предлагает неограниченное количество стихотворных произведений, которые легко можно отыскать в интернете, начиная работами авторов-любителей и заканчивая именитыми классиками, поэтому каждый учащийся может найти стихотворение по душе, что влечет за собой развитие личностных интересов.
  3. Совершенствование дикции и речи. Не каждый способен осилить многотомное классическое произведение, а в бульварном романе полезных для сочинения слов не почерпнешь. Стихотворения – другое дело. Краткие и лаконичные, они наполнены различными литературными приемами, сложными и простыми предложениями, метафорами и сравнениями. Все это способно значительно обогатить речевой запас учащегося, а декламация стихов вслух является прекрасным способом натренировать дикцию.

Как правильно учить стихи

Существует немало индивидов, которые от рождения обладают неплохой памятью и способны быстро запомнить несколько четверостиший без особых усилий. Но что же делать тем, кому даже несколько строк никак не даются? Лингвистические специалисты утверждают, что запоминание поэтических опусов доступно каждому, достаточно лишь использовать определенные приемы.

  1. Обязательно прочтите произведение вслух.
    Стихи исторически предназначались для того, чтобы зачитывать их кому-либо, например, аудитории или возлюбленной. Первый раз изучаемую работу необходимо читать медленно и вдумчиво, обращая внимания на границы предложений и предполагаемые автором интонации. Проговаривание стихотворения «с листа» помогает также уловить его ритм и настроение. Не нужно стесняться читать с выражением, нет ничего хуже бесчувственной поэзии. Ещё один вспомогательный вариант перед непосредственно заучиванием наизусть – переписать стих, можно даже несколько раз.
  2. Внимательно разберите стихотворение.
    Как правило, на уроках в школе учителя сначала занимаются анализом, а потом дают определенный стих на заучивание. Однако, это не всегда так, поэтому не лишним будет попытаться отыскать смысл произведения самостоятельно. К тому же, классические образцы часто исполнены в непривычной современному человеку манере, с множеством архаизмов (устаревших слов), значение которых нужно непременно узнать. Благо, необходимость отстаивать длиннющую очередь в библиотеку за одним-единственным учебником или энциклопедией отпала. Интернет полон аналитических сайтов, способных донести смысл произведения даже любителям точных наук. К слову о смысле – постарайтесь прочувствовать произведение. Возможно, герой или сюжет не покажется близким, но отнюдь не так уж сложно хотя бы попытаться представить себя в непривычном амплуа. Визуализируйте ситуацию. Можно даже что-то зарисовать, или найти фотографию актера, который бы подошёл на роль героя, или картинку с пейзажем. С четким визуальным образом запоминание пойдет легче.
  3. Разбивайте стихотворение на смысловые отрывки.
    Многие ошибочно полагают, что стихи нужно учить по четверостишьям. Эта методика в корне неверна, так как часто одну мысль автор выражает в двух строфах, а следующей отдает на откуп уже шесть или восемь. Разрыв смысловых частей образует в голове настоящую кашу. Именно поэтому нужно четко следовать за мыслью писателя и, после заучивания очередного куска, непременно перечитывать все стихотворение от начала до конца. Только так смысл не будет утерян.
  4. Учите стихотворения вне программы.
    Один-два стиха по заданию учителя – слишком мало для постоянной тренировки памяти. Если хочется добиться приемлемого результата и не стопорится на каждом следующем задании, необходимо давать мозгу дополнительную нагрузку. Совсем не обязательно заучивать длинные поэмы, но несколько небольших стихотворений в месяц, помимо заданных, значительно улучшат имеющиеся навыки. К тому же, для дополнительной практики можно выбрать что-нибудь на свой вкус.

Полезные подсказки

  • Стихотворения лучше учить перед сном. За ночь наш мозг успевает переосмыслить невероятное количество информации, в том числе, систематизировать и утрамбовать в подсознании поэтические строки.
  • Не стоит пытаться выудить из памяти позабытое слово или строфу – лучше сразу обратиться к тексту. Если пауза затянется, мозг может запомнить этот горький опыт и останавливаться на одном и том же месте раз за разом.
  • Прочитанное стихотворение можно записать на диктофон и слушать в любое время, например, по дороге на занятия.

Главное, что нужно усвоить – при заучивании стихотворения необходимо задействовать все возможные инструменты собственного организма. Глаза – когда читаем, уши – когда слушаем диктофонную запись, рот – когда проговариваем, руки – когда переписываем. Можно даже потанцевать под ритм стиха, если захочется – возможно это и не поможет, но точно поднимет настроение!