Если ребенок не хочет в школу...

Что делать, если ребенок не хочет в школу

Школьная пора – важнейший отрезок жизненного пути. Он связан не только с получением необходимых знаний и умений, но и становлением личности человека, его социализацией и приобретением навыка адаптироваться к новым, часто неприятным условиям. Суровая реальность такова, что редкий ученик шагает в учебное заведение с охотой. Причин, почему ребенок не хочет в школу – масса, равно как и способов их устранения. И чем скорее мудрый родитель разберется в мотивах поведения своего чада, тем быстрее разрешится проблема.

Почему ребенок не хочет в школу?

Большинство мам и пап списывают нежелание школьника посещать занятия на глупые капризы. В реальности существует масса куда более глубоких и обоснованных причин пропускать занятия, причем от года к году они могут эволюционировать и изменяться. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода, и вместе с тем, есть некие особенности, присущие большинству учащихся определенного возраста.

Младшеклассник

Ученики младших классов по понятным причинам подвержены страху перед неизвестностью. Из привычной домашней обстановки и детсадовской группы их переносят в суровый мир, где необходимо тихо и мирно сидеть определенное время на одном месте, внимательно слушать преподавателя. Не удивительно, что, отходив одну-две недели, детки начинают капризничать, особенно, если им не удается подружиться с одноклассниками и плохо дается учебный материал.

Кроме того, родители сами часто усугубляют настрой ребенка перед школой, описывая её как не самое приятное место. Расхожая фраза «детство кончилось» может здорово испугать младшеклассника, изначально настроив на негативное отношение.

Ещё один вариант развития событий – ребенку крайне сложно дается разлука с родителями. Одно дело – детский сад с играми и песенками, и совсем другое – место, где тебе нужно справляться самому со сложными задачами.

Средний возраст

В средних классах детям школьная обстановка уже более привычна. Если так можно выразиться, они отчасти смиряются с тем, что необходимо посещать уроки, однако это не значит, что бунтарство исключено.

Более осознанные ученики, подрастающие личности начинают задаваться вопросом «а надо ли мне это все?», уже не уповая только на мнение старшего поколения. Многие начинают бунтовать, пропускать занятия, связываются с дурной компанией. Современный мир пудрит мозги неокрепшим умам различного рода утверждениями, что образование не столь важно и деньги на жизнь можно заработать другими способами.

Кроме того, если в младших классах у детей всего один учитель, дальше их уже несколько и подстроиться под нужды каждого педагога ученику бывает невероятно трудно. Конфликт с преподавателем – весьма веская причина пропустить какой-то определенный день.

Старшеклассник

Тем студентам, которым посчастливилось остаться в школе на 10-й и 11-й классы, тоже приходится нелегко. Даже если до сего момента он/она был(а) круглым отличником, груз предстоящего выбора и ответственность за собственное будущее могут сильно давить.

Кроме того, 15 и 16 лет – возраст вполне серьезный. Кто-то из учеников устраивается на подработку, кто-то с головой уходит в любимое хобби, кто-то – влюбляется. Часто подобные факторы идут человеку на пользу, позволяя развиваться и самосовершенствоваться, однако практически с такой же вероятностью новое увлечение может оказаться фатальным. Случаи, когда ученик старших классов бросал школу в угоду мимолетной влюбленности или шансу подняться по карьерной лестнице, отнюдь не редки.

Помимо вышеназванных проблем, есть ряд универсальных причин, присущих каждому возрастному диапазону: лень, нелюбовь к учебе, конфликты с одноклассниками, непонимание со стороны преподавателей, равнодушие к собственному будущему, проблемы в семье. Одним словом, выявить какую-то общую тенденцию и единое решение проблемы – невозможно. Любой человек заслуживает помощи, ориентированной на его эмоциональное состояние, однако существует несколько общих подходов, которые если не искоренят нежелание ребенка учиться, то сдвинут дело с мертвой точки.

Что делать родителям?

Первый, и самый важный совет в преодолении любых неприятностей – слушать и слышать своего ребенка! Как бы сложно ни было, родителю необходимо докопаться до истины.

Как правило, чем старше становятся школьники, тем сложнее до них достучаться. Часто они уклоняются от ответа или привирают, однако если проявить должную деликатную настойчивость, шанс заставить чадо открыться велик. В конце концов, это же ваш ребенок, и никто другой его лучше не поймет.

Не следует ругать ребенка за плохие оценки. Страх получить очередную двойку и быть наказанным – серьезная причина пропустить ненавистную дисциплину. Скандалами и руганью здесь ничего не решишь, и единственно правильный выход – помочь ребенку разобраться с непонятным материалом. Если у родителей времени нет, есть смысл нанять репетитора.

Иногда можно позволить ребенку пропускать занятия, но под вашим чутким руководством. Например, возьмите за правило отпрашивать ребенка на одну субботу раз в месяц. Заблаговременно определите день X, чтобы школьник четко понимал, когда ему предоставят лишний выходной и распределил силы. Будем честны, суббота, как правило, отдается на откуп самым простым, даже факультативным дисциплинам, и один-два пропуска не скажутся на успеваемости. В особенности это касается «вторых смен», когда уроки начинаются в час или два дня. По сути, у учеников остается один полноценный выходной, а теперь представьте, смогли ли бы вы ходить на работу шесть дней подряд?

Поддерживайте ребенка в конфликтах с преподавателем. Имеется в виду, что не стоит ругать сына или дочь на глазах у посторонних людей, устраивать скандалы и во всём соглашаться с учителем. Работники учебных заведений – точно такие же люди с определенным характером и взглядом на жизнь. И их слово – далеко не истина в последней инстанции. Если ваше дитя спорит с учителем, внимательно выслушайте обе стороны по отдельности и только тогда примите взвешенное решение.

Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, пытаясь заставить его добиться тех же высот, что и вы когда-то. Или ещё хуже – реализовать через него собственные забытые мечты. Без сомнения, дети частично наследуют от родителей внешние и внутренние качества, но они – не копии. Им сложно принять решение о собственном будущем ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта, но нельзя навязывать своё категоричное решение. Важно мягко направлять ребенка, позволять ему пробовать новое, ошибаться. Пусть он ходит в те кружки, которые ему нравятся, а не в такие, что отбирают кучу времени и глубоко ненавистны.

Важно донести до ребенка важность образования. Не нужно с ним торговаться, предлагая новые игры за один поход на уроки, не следует угрожать или умасливать. Лучше всего потратить несколько часов и рассказать, какие перспективы открываются перед старательными студентами. Не исключено, что ученик уже наметил себя парочку профессий, и исходя из этого нужно посоветовать ему, на какие предметы следует подналечь. Не заставляйте ребенка зубрить высшую математику, если он задумал стать историком – это бессмысленно и отбивает всякое желание учиться.

Школа – это и дверь в будущее, и серьезное испытание для взрослых и учеников. Нежелание ребенка посещать уроки – досадное препятствие, преодолеть которое можно при должном внимании и понимании со стороны родителей.